От пос. Покровск до устья р. Алдан
Табагинский мыс - г. Якутск - Кангаласский мыс - музей деревянного зодчества
На участке от пос. Покровск до устья р. Алдан долина Лены покидает Приленское плато и простирается в пределы Центрально-Якутской низменности. Перед Покровском река замедляет течение, русло ее расширяется — начинает сказываться влияние мощного водного потока — р. Алдан. Здесь как нигде видно, что река — это живой организм, подчиняющийся своим законам: острова перемещаются, некоторые размываются, затем на их месте намываются новые, время от времени большой остров то разбивается течением на множество мелких, то вновь соединяется. Русло, а вместе с ним и судовой ход здесь также непостоянны — примерно через 15-20 лет правый и левый фарватеры, по которым идут теплоходы, меняются. После прохождения теплоходом сложного в навигационном отношении переката Рассолода открывается вид на высокий Табагинский мыс. Как следует из «Памятной книжки Якутской области» за 1863 г., здесь воеводой Иваном Приклонским 27 сентября 1682 г. были разбиты мятежные отряды раскольников, казаков и примкнувших к ним местных жителей. В память об этом событии при Покровском монастыре в 1735 г. была сооружена церковь во имя Зосимы и Савватия. Впоследствии она сгорела, однако в 1787 г. на ее месте выстроили новую. В 1850 г. Покровск стал почтовой станцией, с 1941 г. — рабочим поселком, ныне центром Кангаласского улуса. На сегодняшний день Покровск — основной поставщик строительных материалов для Якутии. С реки хорошо виден памятник большевику Г. Орджоникидзе, который в 1916-1917 гг. отбывал здесь ссылку. В поселке открыт музей, рассказывающий о нем и об этом времени. От Покровска до Якутска проложено прекрасное асфальтированное шоссе, возможно, лучшее на северо-востоке страны. Местность вокруг Якутска довольно плотно заселена. Никак не останутся незамеченными высокие трубы и развороченный коренной берег в районе пос. Мохсоголлох. Здесь зримо проявляются последствия освоения человеком природных минеральных богатств: построен мощный карьер, где добываются известняки, работают цементный завод и завод железобетонных изделий. Итак, теплоход постепенно приближается к Табагинскому мысу — коренному склону долины р. Лены, приметному издали ярким желтовато-оранжевым цветом слагающих его пород. При взгляде на мыс обращает на себя внимание равномерная сеть неглубоких оврагов, расчленяющих его бровку. Расстояния между оврагами настолько одинаковы, что создается впечатление искусственного их происхождения. Но это только впечатление. Такое равномерное распределение оврагов может быть следствием таяния в прошлые времена жильных льдов, которые, как правило, образуют в мерзлых грунтах равномерные решетки. Что касается самих этих льдов, их тоже иногда можно встретить в склонах береговых уступов Лены и ее притоков. Табагинский мыс привлекает внимание инженеров. Именно здесь сооружен уникальный переход через Лену высоковольтной линии электропередачи. Есть идея построить железнодорожный переезд через Лену — мост достаточно сложной и оригинальной конструкции. Есть также проект создания на Табагинском мысу водозабора, который должен обеспечить водой столицу республики. На Табагинский мыс можно проехать из Якутска на автобусе. Отсюда открывается широкий вид на долину р. Лены и ближайшие окрестности. Прежде чем подойти к Якутску, теплоход должен миновать Нижний Вестях — поселок и транспортный узел на правом берегу р. Лены. Сам по себе поселок этот малоинтересен, однако именно от него начинается Амуро-Якутская магистраль, обычно сюда причаливают паромы, переправляющие автопоезда с левого берега Лены. Если Вы оказались в Нижнем Бестяхе, стоит осмотреть его окрестности. Богатейшие ландшафты приленской тайги открываются здесь во всем своем многообразии. Здесь прекрасно представлены террасовые ландшафты со свойственными им термокарстовыми впадинами - аласами, аласными долинами и озерами, причем не только пресными, но и минеральными, содовыми. На аласах можно наблюдать все фазы смены растительного покрова, вызванные усыханием озер, от осоковых кочкарников до реликтовых степных сообществ. На дне аласов нередки многолетние бугры пучения — булгунняхи, формирующиеся за счет подтягивания или отжимания грунтовых вод, которые, замерзая, приподнимают почвенно-грунтовый слой. Высота береговой полосы Лены у Якутска — 92-96 м. Вся она прорезана староречьями, глубокими низинами и озерками (Сайсар, Ытык-Кель, Монастырское и др.). Здесь расположена столица Якутии. Обойдя ухвостье (нижнюю часть) островов Хатыстах и Нового, теплоход входит в подходной канал Якутского речного порта. Через «речные ворота Якутии» проходит около 80 процентов всех грузов, так что река, по сути, парадный подъезд Республики Саха, правда открытый всего лишь пять месяцев году. Якутск — самый крупный населенный пункт на р. Лене. Население города — 220 тыс. человек. Основание города относится к 1632 г., но фактически первые постройки на месте нынешнего Якутска возникли летом 1643 г. Крепостные стены и башни острога находились там, где сейчас площадь Дружбы. Одна из башен чудом сохранилась и сейчас ее можно увидеть на территории музея. Якутский острог на «великой реке Лене» (так обычно сообщали летописи) играл огромную роль — через него шло присоединение к России Заполярья, Чукотки, Камчатки, Охотского побережья, Курильских островов и Аляски. От него начинались Охотский и Аянский тракты, связывавшие Россию с Охотским морем и Тихоокеанским побережьем; с 1700-х гг. отсюда отправляются экспедиции по исследованию Арктики. «Памятная книжка Якутской области» отмечала следующие исторические вехи в развитии города: 1638 — назначение в Якутск первых воевод Головина и Глебова; 1664 — основание якутского Спасского мужского монастыря; 1707 — постройка каменного дома для воеводской канцелярии; 1708 — сооружение якутского Троицкого собора; в этом же году Якутск был причислен к Сибирской губернии; 1775 —Якутск становится провинциальным городом Иркутской губернии; 1790 - пожалование городу герба; 1796 — назначение в Якутск вместо коменданта городничего; 1805 - Якутск — областной город; 1820 — сооружение Предтеченской каменной церкви; 1822 — учреждение казачьего пешего полка; 1823 - открытие духовного уездного училища; 1843 - строительство больницы; 1852 - сооружение Никольской кладбищенской церкви (длительное время она использовалась как книгохранилище, теперь службы возобновлены). В Якутске в разное время проживали политические ссыльные: участники восстания С. Разина, стрельцы, высланные сюда Петром I, раскольники, украинские «изменники». В 1826-1831 гг. здесь в ссылке находились 10 декабристов. В 1891 г. по инициативе Якутского статистического комитета в городе был открыт музей. В его становлении большую роль сыграли первые директора — политические ссыльные. В 1915-1917 гг. музеем заведовал Емельян Ярославский. В 1969 г. у здания музея ему установлен памятник. Исторический интерес представляют попытки получить в Якутске подземную воду, для чего в 1827-1837 гг. промышленником Шергиным была пройдена в мерзлой земле 116,6-метровая шахта. По данным температурных замеров в грунте на дне этой шахты много позже были определены толщина мерзлых пород и глубина залегания подмерзлотного водоносного горизонта, вскрытого скважиной уже в 1941 г. В 1949 г. в Якутске была организована мерзлотная станция Всесоюзного института мерзлотоведения им. академика В.А. Обручева (сам институт находился в Москве), затем преобразованная в Институт мерзлотоведения СО РАН — крупнейшее в России научное учреждение, занимающееся всем комплексом проблем мерзлотоведения. Из промышленных предприятий в Якутске работают кожевенно-обувной комбинат, мебельная, швейная, сувенирная фабрики, комбинат строительных материалов, предприятия пищевой промышленности. Якутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского Один из старейших и богатейших музеев Сибири и Дальнего Востока. Основан в 1891 г. по инициативе политических ссыльных. В собрании музея около 140 тыс. предметов. Уникальна башня бывшего Якутского острога — самое древнее строение Якутска, построена в 1685-1686 гг. Пр. Ленина, 5/2, тел. 42-37-53, 42-04-56. Музей музыки и фольклора народов Республики Саха (Якутия) В музее собраны уникальные музыкальные инструменты, обрядовые принадлежности коренных жителей республики; в экспозиции освещается история развития музыкального искусства Якутии. Архитектурным памятником является деревянное здание музея, построенное в конце XIX в. Ул. Кирова, 8, тел. 42-33-91. Музей мамонта Академии наук Республики Саха (Якутия) Музей создан в 1991 г. как научный и культурный центр по изучению мамонтовой фауны и среды ее обитания в ледниковый период. Единственный в мире специализированный музей уникальных палеонтологических экспонатов. Ул. Кулакове кого, 48, тел./факс 26-16-47. С вечной мерзлотой приходится постоянно считаться в ходе строительства. Мерзлый грунт представляет прекрасное основание для любых, даже очень больших сооружений. Но отопление зданий может нарушить температурный режим грунта и привести к деформациям. Мерзлота может быть нарушена даже в процессе строительства, при рытье котлована. Поэтому в Якутии пришлось разработать особые строительно-технические правила и специальные типы фундаментов. Более 30 лет назад был освоен метод строительства зданий на сваях, которые вмерзают в грунт; воздух, свободно проникающий под здания, не дает земле оттаивать, и даже высотные здания в 12 этажей стоят словно на крепчайшем фундаменте. По этой же причине теплотрассы располагаются над землей, придавая якутским улицам необычный вид. Иногда, правда, мерзлота, этот загадочный «северный сфинкс», преподносит неприятные сюрпризы, и тогда можно увидеть обвалившийся или потрескавшийся дом. В 15 км ниже Якутска располагается рабочий пос. Жатай. Его появление в 1943 г. было связано с тяжелейшей аварией на отстое Хатыстах. 5 мая того года необычно рано пошел лед, и флот, не готовый к ледоходу, сильно пострадал. Поэтому было решено перенести отстой в более защищенную протоку, где вскоре появились жилые дома, судоремонтные цеха, другие здания. Поселок Жатай с реки смотрится красиво — многоэтажные здания стоят ровными кварталами, определяя облик поселка. На десять лет старше Жатая рабочий поселок Кангалассы, возникший в связи с разработкой здесь месторождения угля. Перед высоким скалистым берегом судовой ход делает крутой изгиб между отмелями и теплоход вплотную подходит к Кангаласскому мысу. Его уступ постоянно подмывается ленскими водами и систематически нарушается мощными оползнями, блоки которых порой можно наблюдать с борта теплохода. Там же, в обрывистом береговом склоне, кое-где видны угольные пласты, а при внимательном рассмотрении в бинокль удается увидеть устья старых, давно заброшенных штолен. Именно это обстоятельство — наличие практически на поверхности каменного угля — сыграло решающую роль в судьбе Кангаласского мыса: расположенное у самой реки угольное месторождение было призвано обеспечить углем судоходство на р. Лене. Штольни, заложенные прямо в склоне долины реки, давали возможность добывать уголь непосредственно там, где он мог загружаться на суда. Горные разработки осуществлялись здесь с давних времен: первые описания Кангаласского угольного месторождения были сделаны еще в 1736 г. участниками Второй Камчатской экспедиции. Кангаласский уголь использовался для нужд Северо-Восточной экспедиции И.И. Биллингса — ГА. Сарычева в 1786- 1799 гг. В ту пору было добыто около 2 тыс. пудов угля; по рекам Лена, Алдан и Мая топливо доставлялось в Охотск. В последующем кангаласский уголь добывался для обеспечения Бодайбинского золотопромышленного района, затем — г. Якутска и окрестных поселков. С 1953 г. осуществлен переход с подземной на открытую добычу. В Кангалассы, как и в Табагу, можно проехать из Якутска на автобусе. С вершины Кангаласского мыса открывается широкий вид на ленскую долину. Наибольшее впечатление от его посещения остается во время ледохода. Суженная здесь Лена пропускает массу битого льда. Льдины с шорохом и стоном наползают на берег и друг на друга, вздымаясь и погружаясь в бурлящую ледяную воду. Голубовато-серая неровная масса струится по поверхности реки, вся речная гладь укрыта ледяным крошевом, и кажется, что ему не будет конца. Но вот появляются первые разводья, льдины редеют, освобожденная река стряхивает их на низкие берега. Поднимается паводочная волна, затопляя острова и тальники по самые кроны. А за кромкой льда уже спешат теплоходы на север, на Вилюй, куда проход судов возможен лишь в высокую воду. Отрезок долины р. Лены между Табагинским и Кангаласским мысами примечателен бурным развитием русловых процессов, не случайно он назван «Якутским разбоем» — река здесь интенсивно разрушает берега, перемывая острова и косы, создавая постоянную угрозу береговым постройкам, меняя глубины на фарватере и само его местоположение. Скорость размыва берегов порой достигает 10-15 м в год. В начале века усиленный размыв Леной берега у Якутска создал прямую угрозу городу. Поэтому в 1916 г. городское управление перекрыло городскую протоку, создав донную запруду из старых карбасов, затопленных с каменной пригрузкой. Остовы этих карбасов и до сего времени можно видеть на осушенном дне городской протоки возле дамбы, которую соорудили уже в 70-х гг. После Соттинцев и Кангаласского мыса на правом берегу реки откроется обнажение, обозначенное на навигационных картах р. Лены как Песчаная гора. Река подмывает здесь основание высокой песчаной террасы. Обнаженный уступ, сложенный мерзлыми песками, приобретает самые неожиданные и фантастические очертания, всегда разные и никогда не повторяющиеся. Высокий песчаный уступ простирается вдоль реки на расстояние около 3 км, постепенно отклоняясь от берега на восток, к устью р. Алдан. Почти напротив Кангаласского мыса, на правом берегу Лены, у села Хомустах, находится место, где 25 сентября 1632 г. казаком Петром Бекетовым был основан Ленский острог, который позже был перенесен сначала на другой берег, а затем выше по течению и назван Якутском. Здесь находится небольшая пристань Соттинцы. От нее совсем недалеко до музея деревянного зодчества под открытым небом, где восстановлены типичные старинные постройки или собраны их макеты. Центр музея - копия Спасской церкви Зашиверского острога. Вокруг нее расположены старинные образцы деревянного зодчества народов Якутии. В музее можно ознакомиться с культурой коренных жителей Республики Саха - эвенов, эвенков, юкагиров, долган, чукчей. Здесь собраны коллекции деревянной посуды и национальной одежды XIX-XX вв., женские украшения, якутские седла, произведения живописи. Музей под открытым небом окружен лугом, и если внимательно всмотреться в его травы, то можно обнаружить светло-серые невзрачные цветы эдельвейсов. В Швейцарских Альпах они растут на труднодоступных обрывистых склонах. Эдельвейс, подаренный любимой женщине, свидетельствовал о смелости и ловкости ее возлюбленного. В Соттинцах не надо подвергать жизнь опасности, чтобы сорвать эдельвейс, и потому не стоит этого делать. Их здесь не так много, а увидеть эдельвейс - всегда к счастью. Впереди, по ходу судна, открываются склоны Верхоянских гор, ленские берега продолжают отступать, широчайшее пространство долины заполняют острова и протоки, и в этой бескрайности речной стихии скорее угадывается, чем видится устье р. Алдан — одного из многоводных правых притоков р. Лены. Немало интересного повидали на своем веку эти берега! Отсюда в 1632 г. первым проник на Амгу для сбора ясака боярский сын Иван Корытов. В 1638 г. казаки Дмитрия Копылова основали на Алдане Бытальское зимовье. Через 5 лет Василий Поярков, поднявшись по притокам Алдана, перевалил через Становой хребет на Амур, по которому достиг берега Тихого океана, и возвратился обратно в Якутск через два года. В 1719 г. через устье Алдана для описания Камчатки проследовали геодезисты Евреинов и Лужин. В 1725-1729 гг. отсюда отправилась Первая Камчатская экспедиция Беринга. Этим же путем чуть позже проследовала Вторая Камчатская, или Великая Северная экспедиция. В навигацию 1923 г. пароход «Смелый» совершил первый рейс до Томмота, к месту открытых золотых приисков. Поселок Батамай, расположенный чуть ниже устья р. Апдан, возник на месте бывшего свинцового завода, построенного в начале XX в. Руду вывозили с Верхоянского хребта (р. Мангазейка) на лошадях.